понедельник, 1 февраля 2016 г.

Изучаем буквы


Перед началом изучения букв важно не забыть:
Большинство педагогов-дошкольников сходятся в том, что, лучше всего учить с детьми «звуковую» интерпретацию букв (не «Ка» а «К», не «Бэ»,  а «Б» и т.д.). Это делается для того, чтобы впоследствии ребенку было намного легче учиться складывать слоги. Сравните, в каком случае ребенку будет легче «сообразить» как составить слог:
Звуковой вариант: «Б» + «А» = «БА»
Буквенный вариант: «Бэ» + «А» = ????? - по логике вещей детям часто хочется в этом месте сказать «БэА», и вот тут-то и возникает основная проблема, с которой сталкиваются многие родители, научившие детей «классическим» названиям букв (типа «Бэ» «Вэ» и т.п.) – при чтении слогов ребенку трудно мысленно отбросить от «Ка» звук «а», от «Вэ» - звук «э» и т.п.  (им хочется читать не «ВА»,  а «ВЭА», не «БУ», а «БэУ» и т.п.)И эта сложность становится серьезным препятствием для обучения ребенка навыку соединения отдельных букв в слоги. Поэтому изучение «звуковой» интерпретации букв будет намного предпочтительней.



Стихи и картинки: 


А 

Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где то. (С. Маршак)

Б 

Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот. (С. Маршак)

В 

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону. (С. Маршак)

***
Воробей нам пляшет,
Крылышками машет. (И. Гурина)

Г 

Гриб растет среди дорожки,-
Голова на тонкой ножке. (С. Маршак)

***

Гусь гогочет: " Га-га-га,
Хороши весной луга!
Красота кругом! Я рад,
Что привёл сюда гусят!" (В. Зубкова)

Д 

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)

***
Д - словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной. (Б. Заходер)

Е,Ё 

Ель на ёжика похожа:
Ёж колючий, ёлка - тоже. (С. Маршак)

Ж 

Жук упал и встать не может.
Ждёт он, кто ему поможет. (С. Маршак)

***
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.

Буква Ж наверняка

На бумаге тень жука. (Б. Заходер)


З  
Зайка прячется в кустах
И трясется:- Ох, да ах! (И. Гурина)
***
На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка,
3 - пружина, крендель, стружка. (Б.Заходер)

И  

Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели. (С. Маршак)

К

Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз. (С.Маршак)

***
К одною лапкой пляшет,

А другою лапкой машет,

И при этом буква К

Будто усики жука. (Б.Заходер)


Л

Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут. (С.Маршак)

***
Речка синяя поет,
А лошадка воду пьет. (И.Гурина)

М

Мед в лесу медведь нашел,-
Мало меду, много пчел. (С.Маршак)

Н

Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом. (С.Маршак)


О

Олененок на опушке,
На спине его - веснушки. (И. Гурина)

***

Апельсины и бананы,
Очень любят обезьяны.
Любят детки, любят мамы,
Могут съесть их килограммы.
Любят папы - обезьяны
Апельсины и бананы. (Л. Луканова)


П


Раньше всех петух встает,
Солнцу песенку поет. (И.Гурина)

***
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха. (С.Маршак)


Р

Роет землю серый крот-
Разоряет огород. (С.Маршак)


С


Под луной сова парит,
По ночам она не спит. (И.Гурина)

***
Спит спокойно старый слон-
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)

Т

Полосатые тигрята
Очень славные ребята. (И.Гурина)

***
На антенну Т похожа
И на зонт как будто тоже. (Б.Заходер)

У


Улитка на дорожке

Выставляет рожки. (И.Гурина)

***

Улитка, улитка, покажи рога.
Дам тебе улитка кусок пирога.
Ползи по дорожке,
Дам тебе лепешки.

***

"Кря-кря-кря, - сказала утка,-
Где детишки, что за шутка?
В камышах играют в прятки
Непослушные утятки. (В. Зубкова)

Ф

Словно радуга фазан:
Он надел цветной кафтан. (И.Гурина)

***
Ф надула свои щеки
Или встала руки в боки. (Б.Заходер)

Х

Ходит по лесу хорёк,
Хищный маленький зверёк. (С.Маршак)

Ц

Цапля, важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя. (С.Маршак)

Ч

Чайка крылья распластала
Над морской волной летала.

***
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас. (С.Маршак)

Ш

Шишка с веточки свисала,
А потом она упала. (И.Гурина)

Щ

Щук щёлкает зубами.
Мы её боимся сами. (И.Гурина)

***
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока. (С.Маршак)

Ъ

Твердый знак-Ъ-
пишут так:
Колесо и спичка,
Позади - косичка. (Б.Заходер)

Ы

Ы... Какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть. (Б.Заходер)

Ь

Букву Р перевернули,
И уселись, как на стуле,
И назвали букву так-
мягкий знак -Ь. (Б.Заходер)

Э

Эхо по лесу гуляет,
Всем, кто крикнет, отвечает. (И.Гурина)

Ю

Пляшет, кружится юла:
- Я на празднике была. (И.Гурина)

Я

Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы. (С.Маршак)



Видео:



Творчество

1. Раскрашиваем буквыСкачать шаблоны букв алфавита

  • карандашами, красками, восковыми мелками, штампами;
  • пальцами, используя пальчиковые краски;
  • нетрадиционные техники рисования (ватными палочками, скомканной бумагой, кляксами и т.п.).

2. Украшаем букву.
  • пластилином
  • аппликацией (из макарон, круп, бумаги и т.п.)
  • детальками конструктора и т.п.
Игры на изучение букв с детьми.
  • можно украсить букву «А» - арбузиками, букву «Б» - бананами и т.п. 
 

3. Лепим буквы.

  • из цветного соленого теста
  • из пластилина


А если соединить лепку с прослушиванием песенок Екатерины Железновой из альбома «Музыкальный букварь» (в которых очень интересно «пропевается» весь процесс лепки) – то лепить будет еще веселее.
Вот так например, слушая песенку, можно весело и интересно слепить букву А:
Палочки две наклоните,
Наверху соедините,
Перекладина одна –
Как палатка буква А!

4. Пишем буквы на манке

5. Обводим

Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребенка обвести её другим цветом… или несколькими цветами. Букву конечно лучше нарисовать на листе А4.
Игра с буквами - обводим букву, нарисованную мамой, разными цветами.

ИГРЫ  (на закрепление знаний об уже знакомых буквах)

1. Половинки

Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте. Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.
Изучение букв с детьми.
2. Мемори (заодно тренируются внимание и память)
Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре. Перемешайте карточки и разложите их перед  ребенком белой стороной вверх. Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано. Открыл не ту букву? Переверни ее обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше! Когда нужная карточка найдена – игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.
Игра в мемори с буквами 

3. Лото и фольга.

Подготовьте игровое поле, а также заверните в фольгу или бумагу фигурки букв. Предложите ребенку развернуть букву и положить ее на свое место на игровом поле лото.
Лото "Буквы".
Лото может быть звуковым – в этом случае нужно положить букву на карточку, на которой нарисован предмет, который начинается на эту букву.
Лото для изучения букв.

4. Буквоед

Проще всего для этого взять куклу-руковичку или мягкую игрушку и назвать ее Буквоешка. Буквоешка ест буквы! Ну-ка! Дай ему покушать букву Б! А теперь он хочет букву А! Ах как вкусно ты Буквоешку кормишь!
В буквоешку можно поиграть и по-другому:
В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим? (ротики человечков - прорези в коробке).
Вот их еда (рисуем буквы фломастером на фасольках):
Кормим человечков (каждому человечку свою букву, если малыш ошибется - человечки весело плюются, закрывают ротик и требуют чтобы их покормили другой едой, которая им больше подходит (фасолькой со "своей" буквой):
Игры на изучение букв - прожорливая коробочка.
5. Игры с мозайкой
  • Выложить буквы из мозайки по образцу







  • Раскатываем тесто, рисуем на ней буковку фломастером… и украшаем ее:  мозаикой, крупой, макаронами и пр.

6. Подвижная игра "Беги к букве"

Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии чтобы отдохнуть с пользой. Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв (вы можете использовать буквы, которые "украшали" вместе с ребенком). А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве ...! А теперь к букве...». Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает внимание и память. Если ребенок отказывается бегать по вашей команде - можно взять его за руку и побегать вместе с ним.

7. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»
Берем кубик с буквами! (если нет готового – его можно сделать…. Или можно просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать их по одной). 
Бросаем кубик…. Выпадает определенная буква. Вспоминаем слово на эту букву и пытаемся его изобразить. Например, выпала буква "У", что бывает на «У»… Улитка? Давай ее покажем (кладем подушечку на спину и начинаем ползать по полу). Или , например, Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем! 

8. "Протыкалочка"

Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и вручите ребенку зубочистку (предмет конечно острый… но в 90% случаев дети легко обучаются технике безопасности и проблем не возникает). Попросите его украсить буковку дырочками (проткнуть букву по контуру).

9. Связь букв и звуков

Для каждой изучаемой буквы найти соответствующую игрушку-зверька, начинающуюся с этой буквы. Показать зверьков ребенку со словами: "Посмотри, эти зверьки потеряли свои буквы. Давай поможем им их найти. На какой звук начинается «Слон»? Правильно, на «С». Где же наша буква «С»? Давай вернем ее слонику! и т.п.

10. Найди!


Найди на этой картинке все буквы «К» и обведи их в кружок!
Описание игры на изучение букв.
А на этой картинке - все буквы "Т":
Учим буквы весело - найди все буквы "Т".
Найди все красные буквы «М»… А теперь синие… А теперь оранжевые и т.п.
задание для запоминания букв
А теперь посчитай – сколько букв "М" всего ты нашел?

Конструирование

Выкладываем силуэты букв из счетных палочек, спичек, конструктора Лего и пр.:
Строим буквы из лего, стеклышек, счетных палочек.
Некоторым детям может быть трудно строить буквы из подручных материалов (особенно если малыш младше 3,5 лет). С такими детками можно конструировать, используя метод «наложения». Для этого можно нарисовать вот такие простые схемы:
Игры на запоминание букв "Монтессори". 








Комментариев нет:

Отправить комментарий